Материалы для организаторов матчей
1. Общие положения
Шарокатный Матч является командным любительским соревнованием по боулингу, либо частью такого соревнования (Чемпионата, Кубка, Серии).
Матч проводится в соответствии с данным Регламентом и стандартными правилами игры в боулинг в т.н. "любительском" варианте. В частности:
  • кегли, добитые из жёлоба, либо сбитые уборщиком кегель, либо оставшиеся на дорожке вне зоны видимости видеокамеры, засчитываются;
  • кегли для 2-го броска вручную не выставляются:
  • если уборщик кегель опустился на дорожку до 2-го броска, фрейм переигрывается полностью;
  • если сдвинутые кегли после 1-го броска помешали опуститься уборщику кегель и на дорожке остались лежать сбитые кегли, игрок может по своему выбору выполнить 2-й бросок либо переиграть фрейм;
  • то же, если не выставлена часть кегель для 2-го броска (определяется по картинке на мониторе);
  • если не выставлена часть кеглей для 1-го броска, их необходимо переустановить до броска, иначе момент считается "заигранным";
  • остальные спорные ситуации трактуются в пользу игрока.
Разрешается использование своего инвентаря (шары, обувь, перчатки и т.д.)
Количество игроков в каждой Команде - не более 16 (если иное не определено Джентльменским Соглашением), из них 10 - игроки основного состава, остальные - запасные игроки.

2. Судейство
Как правило, Матч судит один Судья, кандидатура которого одобрена обеими Командами. При его отсутствии либо в случае выражения ему недоверия со стороны хотя бы одной из Команд, Матч судят двое Судей (по одному представителю от каждой Команды).
В обязанности Судей входит:
  • контроль за внесением игроков в компьютер, обнулением результатов разминки и корректировкой результатов при сбоях оборудования;
  • запись, подсчёт и объявление результатов;
  • объявление и награждение победителей;
  • разрешение всех спорных моментов, не освещённых в Регламенте.
Решение Судей является окончательным и обжалованию не подлежит. Судьи не имеют права участвовать в Матче.
Капитаны и Помощники Капитанов обеих Команд оказывают Судьям необходимую помощь в проведении Матча и имеют совещательный голос в спорных ситуациях. Однако никто из них не имеет права оказывать давление на Судей по какому бы то ни было вопросу.

3. Место и время проведения Матча
Право выбора места проведения Матча принадлежит Команде хозяев. Дата и время проведения Матча согласовывается представителями обеих Команд (Капитанами или их доверенными лицами), как правило, не менее чем за неделю до Матча.
Команда хозяев берёт на себя ответственность за бронирование дорожек в день Матча с определённого времени и на необходимое количество часов, с некоторым запасом на задержки, поломки оборудования и прочие непредвиденные обстоятельства (так, при игре 5x5 пар Матч может продолжаться от 3.5 до 4.5 часов).
При определении/изменении места проведения Матча Команда гостей должна иметь не менее 3-х дней для ознакомления с клубом и проведения там тренировок (без учёта дня, в течение которого хозяева уведомили гостей о месте проведения Матча, и собственно дня проведения Матча). В случае более позднего уведомления, Команда гостей имеет право требовать переноса Матча на другую дату.

4. Правила поведения
На протяжении всего Матча в игровой зоне могут находиться только игроки и Судьи. Игровая зона включает в себя зону подхода и кресла для отдыха игроков, а также столы, к которым эти кресла крепятся (при их наличии). Курение, еда, распитие спиртных и прочих напитков разрешается только за пределами игровой зоны.
В зоне подхода во время игры не должно быть никого, кроме игрока, выполняющего бросок.
Принципы Fair Play подразумевают также соблюдение правил боулинг-этикета, в частности:
  • нельзя выходить в зону подхода, когда на одной из соседних дорожек находится другой игрок;
  • при одновременном выходе в зону подхода игроков на соседних дорожках, игрок справа имеет преимущественное право на бросок;
  • не рекомендуется сильно затягивать подготовку к броску;
  • после броска следует сразу выйти из зоны подхода;
  • совершенно недопустимо после броска выскакивать на соседние дорожки.

5. Формат Матча
10 игроков каждой Команды делятся на пары, и каждая из 5 пар одной Команды играет с каждой из 5 пар другой Команды микроматч, именуемый в дальнейшем "партией". Партия состоит из четырёх игр (по одной для каждого игрока) и играется на одной дорожке.
В нечётных турах игру на всех дорожках начинают пары хозяев, в чётных - пары гостей. При нечётном количестве туров (3 или 5), в последнем туре пары хозяев начинают игру на дорожках 1, 3 и 5, пары гостей - на дорожках 2 и 4.
Очерёдность бросков в паре определяется игроками этой пары до начала Матча, фиксируется в стартовом протоколе и в дальнейшем не изменяется.
По окончании партии очки, набранные каждой парой, суммируются, и побеждает пара, набравшая больше очков (без каких-либо гандикапов). За победу своей пары в каждой партии Команда получает 1 очко, за ничью в партии каждая Команда получает по 1 очку.

В ходе Матча каждая Команда имеет право заменить до 3-х игроков, если иное не определено Джентльменским Соглашением.
Замены разрешаются только в перерывах между партиями, если иное не определено Джентльменским Соглашением.
Прямые переходы игроков из одной пары в другую запрещаются.
Обратные замены разрешены при соблюдении следующих условий:
1) между заменой игрока и его возвращением в игру прошло не менее одной партии;
2) игрок возвращается в ту пару, в которой играл первоначально.
Однако в исключительных случаях (травма игрока, не позволяющая ему продолжить игру, при отсутствии других вариантов замены) допускается обратная замена без соблюдения данных условий.

Заполненные стартовые протоколы сдаются Судьям не позднее предварительно оговорённого времени начала матча. В стартовом протоколе каждая Команда должна указать 10 человек основного состава, разбитые на пары с номерами от "A" до "E" (для хозяев) и от "1" до "5" (для гостей), а также запасных игроков. Запрещается участие в Матче игроков, не внесённых в стартовый протокол.

Неявкой Команды на Матч считается присутствие в её составе менее 6 игроков. При неявке на Матч одной из Команд, ей засчитывается техническое поражение со счётом 0:15. При неявке обеих Команд, Матч переносится на более поздний срок. Если же перенос невозможен (например, в случае Выездного Матча), то товарищеский Матч считается не состоявшимся, а в официальном Матче обеим Командам засчитывается техническое поражение со счётом 0:15.
Недоукомплектацией Команды считается присутствие в её составе от 6 до 9 игроков. При равной недоукомплектации обеих Команд, т.е. в том случае, когда обе Команды могут выставить на Матч одинаковое количество пар (3 или 4), Матч проводится по сокращённому графику. В других случаях Матч проводится по графику, соответствующему количеству пар у более укомплектованной Команды (если иное не определено Джентльменским Соглашением), при этом недостающим парам другой Команды засчитываются технические поражения со счётом 0:250 во всех партиях, которые они должны были бы сыграть.

Если кто-либо из игроков по какой-либо причине выбывает из игры в ходе Матча (между турами), и его некем заменить (либо лимит замен уже исчерпан), то выбывает из игры и пара, в которой он играл. Во всех оставшихся партиях этой паре засчитываются технические поражения со счётом 0:250.
В партиях, в которых с обеих сторон должны были участвовать пары, выбывшие из игры в ходе Матча, фиксируется техническая ничья (считается, что они завершились со счётом 0:0, но ни одна из Команд не получает за них очков).

Если кто-либо из игроков выбывает из игры в ходе партии, то дальнейшая судьба партии зависит от количества сыгранных на данный момент полных фреймов (фреймов, которые полностью сыграли все участники партии) и соотношения оставшихся игроков (см. таблицу).
При выбывании игроков в ходе партии
Соотношение
игроков
Сыграно
0-5 фреймов
Сыграно
6-7 фреймов
Сыграно
8-9 фреймов
1:2 Техническое
поражение
Игра доигрывается
0:2 Техническое поражение Игра
доигрывается
1:1 Игра доигрывается
0:1 Техническое
поражение
Игра доигрывается
0:0 Техническая
ничья
Фиксируется текущий результат

При доигрывании партии в неполных составах, в протокол Матча сначала заносятся результаты выбывших участников на момент их выбывания. Затем всякий раз, когда приходит очередь игры выбывших участников, за них "играет" любой из игроков обеих Команд. Результаты этих бросков никак не учитываются.
По окончании тура Команда, чья пара осталась в неполном составе, должна произвести замену (замены), чтобы восстановить состав пары. При невозможности проведения замены, пара выбывает из игры.
График для пяти пар
Дорожка 1 2 3 4 5
Тур 1 A1 B2 C3 D4 E5
Тур 2 5B 1C 2D 3E 4A
Тур 3 C4 D5 E1 A2 B3
Тур 4 3D 4E 5A 1B 2C
Тур 5 E2 3A B4 5C D1

График для четырёх пар
Дорожка 1 2 3 4
Тур 1 A1 B2 C3 D4
Тур 2 2D 1C 4B 3A
Тур 3 B3 A4 D1 C2
Тур 4 4C 3D 2A 1B

График для трёх пар
Дорожка 1 2 3
Тур 1 A1 B2 C3
Тур 2 3B 1C 2A
Тур 3 C2 3A B1

Все графики составлены так, чтобы ни одна пара не играла ни на одной дорожке более одной партии за Матч.
Перед началом Матча стартовые составы Команд проводят разминку (10 минут, по возможности без включения счёта) на тех дорожках и в том порядке, как им предстоит играть в первом туре.
В ходе Матча на освобождающихся дорожках (дорожках, на которых раньше других закончились игры текущего тура) могут разминаться (также по возможности без включения счёта) все свободные на данный момент от игры участники Матча, но приоритетное право на использование этих дорожек получают игроки, выходящие на замену. Отдельное время для разминки игрокам, выходящим на замену, не предоставляется.

В случае ничейного исхода Матча, Команды играют между собой Золотую Партию. Она состоит из двух игр (по одной для каждой Команды), играемых по беккер-формату (первый фрейм играет первый игрок, второй фрейм - второй игрок и т.д.). В Золотой Партии принимают участие все игроки обеих Команд, кроме запасных. Непосредственно перед Золотой Партией каждая Команда имеет право сделать замены в соответствии со стандартной процедурой замены.
До начала Золотой Партии каждая Команда сдаёт Судьям список игроков с указанием очерёдности, в которой они будут играть.
В случае ничейного исхода, Золотая Партия играется повторно. Замены перед повторной Золотой Партией не разрешаются. Очерёдность игры может быть изменена, но об этом до начала повторной Золотой Партии необходимо сообщить Судьям и сдать им новый список.
Гандикапы в Золотой Партии, как и во всём Матче, отсутствуют.
Если какая-либо из Команд в ходе последнего тура "основного времени" имеет в своём составе менее 10 игроков, то оставшиеся фреймы Золотой Партии играют первый, второй и т.д. номера списка (строго в порядке, указанном в списке). Если же количество игроков Команды перед Золотой Партией или в ходе неё по какой-либо причине уменьшилось по сравнению с последним туром, Команда всё равно считается состоящей из того количества игроков, в котором она играла в последнем туре. При этом в список участников Золотой Партии вместо недостающих игроков вносятся прочерки (в произвольном порядке), а Команда получает в соответствующих фреймах по 0 очков (любой из игроков обеих Команд в этих фреймах бросает шар в жёлоб).

6. Джентльменское Соглашение
Отдельные положения данного Регламента могут быть изменены в каждом конкретном случае путём заключения между Командами Джентльменского Соглашения. К ним относятся: Джентльменское Соглашение заключается представителями Команд (Капитанами или их доверенными лицами), оформляется отдельным протоколом и сдаётся Судьям вместе со стартовыми протоколами. При отсутствии данного протокола у Судей на момент начала игры, Матч проводится в соответствии со стандартными положениями.
Ни одна из Команд не вправе изменять вышеперечисленные положения Регламента в одностороннем порядке либо оказывать давление на другую Команду с целью добиться подобных изменений.

В Чемпионате или Кубке (соревнования по круговой или олимпийской системе с участием трёх и более Команд) Джентльменское Соглашение заключается один раз, перед началом Чемпионата (Кубка), представителями всех Команд-участниц, и действует во всех Матчах Чемпионата (Кубка).
В Серии (соревнования из двух и более Матчей, проводимых одной Командой с одним или разными соперниками) Джентльменское Соглашение, как правило, заключается один раз, перед первым Матчем Серии, и действует во всех Матчах Серии.

7. Выездной Матч
Отдельной разновидностью Шарокатных Матчей является Выездной Матч, в котором встречаются Команды из разных городов. Как правило, он отличается жёсткими сроками проведения, малочисленностью Команды гостей по сравнению с Командой хозяев и явным неравенством изначальных условий (время для подготовки гостей к игре в данном конкретном клубе весьма ограничено или же полностью отсутствует). Поэтому в Выездном Матче допускаются (и даже рекомендуются) следующие изменения Регламента:
  • Матч проводится по графику, соответствующему количеству пар Команды гостей;
  • минимальное количество игроков в Команде гостей уменьшается до 3-х человек. При этом, если в Команде гостей слишком мало игроков для проведения полноценного парного Матча, то парная игра заменяется одиночной или комбинированной, когда в партии участвуют 3 игрока (2 от хозяев и 1 от гостей). В случае одиночной игры возможно также проведение Матча в два круга, при этом второй круг играется по тому же графику, что и первый, с изменением порядка игры во всех партиях на обратный ("1A" вместо "A1" и т.д.);
  • максимальное количество игроков в Команде гостей (а также, возможно, и в Команде хозяев) не ограничивается;
  • количество замен в Команде гостей (а также, возможно, и в Команде хозяев) не ограничивается;
  • если Матч носит характер товарищеского, то за Команду гостей могут сыграть игроки Команды хозяев (прецедент создан 10.05.2003 в Рязани, Матч БЛР - ШК ЦСКА).
Каждое из этих изменений должно быть зафиксировано в специальном Выездном Джентльменском Соглашении. От обычного Джентльменского Соглашения оно отличается тем, что заключается на каждый Матч отдельно, даже если этот Матч является частью Чемпионата, Кубка или Серии.

8. Оплата участия в Матче
Сумма оплаты за участие в Матче определяется Командой хозяев и зависит от текущих расценок боулинг-клуба, в котором проводится Матч, а также от размера скидки, предоставляемой клубом Организаторам Матча. Вопрос распределения оплаты между участниками решается каждой Командой в частном порядке. Как правило, оплата за участие в Матче сдаётся Судьям до начала Матча, вместе со стартовым протоколом.
Ниже приводится пример для стоимости часа игры 630 рублей (клуб "Мультиспорт", пятница после 18:00, Организаторы имеют скидку 10%) со схемой распределения оплаты, принятой в ШК ЦСКА.
Каждый игрок, сыгравший хотя бы одну партию в Матче, должен оплатить своё участие из расчёта 120 рублей за каждую сыгранную партию (без учёта Золотой Партии) + 50 рублей, если он начал игру в основном составе Команды. Таким образом, сумма общекомандного взноса - 6500 рублей (при игре 5х5 пар), 4240 рублей (4х4, 4х5) или 2460 рублей (3х3, 3х4, 3х5).

9. Заключение
Данный Регламент является типовым для всех Шарокатных Матчей, проводимых Лигой Интернет ФутБоулинга, как товарищеских, так и официальных. Тем не менее, в некоторых исключительных случаях допускается внесение в него изменений и дополнений.
Изменения вносятся прямо в данный документ, а не публикуются отдельным протоколом. Каждое изменение датируется и выделяется курсивом, например:
(Изменение от 01.01.1970) Текст изменения
Изменения вступают в силу с момента публикации изменённого Регламента в интернете.
Изменения, внесённые в Регламент менее чем за неделю до Матча, дата которого на момент внесения изменений уже была определена, не действуют в этом Матче.
Изменения, внесённые в Регламент менее чем за неделю до начала Чемпионата (Кубка), дата которого на момент внесения изменений уже была определена, не действуют в Матчах данного Чемпионата (Кубка). Если изменения были внесены за неделю и более, но до их внесения уже было заключено Джентльменское Соглашение между участниками, то действуют лишь изменения, не противоречащие пунктам Джентльменского Соглашения.
Те же ограничения на действие изменений Регламента, как правило, применяются и в случае Серии.

© Поручикъ, 2004, e-mail a.panferov@mail.ru , ICQ 13396238

Hosted by uCoz